• Главная
  • Творческий Центр Фонда
  • Проект "Гордость земли Омской"
  • Сохранение культурного наследия
  • История фонда
  • Отчеты фонда
  • СМИ о фонде
  • Фотохроника
  • Руководство
  • Контакты
Мастера культуры Сибири
  • Михаил Александрович Ульянов

    Михаил Александрович Ульянов

    Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов — советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный деятель, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда

  • Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

    Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

    «Педагог от Бога», – говорили о Елене Калугиной все, кому посчастливилось у нее учиться.

  • Омская архаика Николая Перистова

    Омская архаика Николая Перистова

    Работы омского мастера–костореза напоминают неожиданно оказавшийся в современном мире осколок далекого прошлого, неожиданный вполне осязаемый привет из времен, которые от нас отделяют тысячелетия.

Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

«Педагог от Бога», – говорили о Елене Калугиной все, кому посчастливилось у нее учиться.

Государственный Омский русский народный хор знают и в России, и за рубежом.

Зарубежные критики в свое время назвали его «Любовь и гордость земли сибирской». А одна из самых авторитетных британских газет «Дейли телеграф» писала: «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам – живое воплощение народного творчества наших дней, он выразитель массовых настроений, чаяний нашего времени. Может быть, поэтому светлая мажорная тональность решительно преобладает в концертах. Редко кому из актеров удается добиться такого контакта со зрителями…». Омский хор давно стал живой легендой, настоящей сокровищницей песенных традиций.

После Великой Отечественной в нашей стране появилось множество народных хоровых коллективов, которые создавали самодеятельные исполнители, артисты-самородки. У каждого такого хора было своё лицо, своя творческая манера, репертуар и определенные успехи. Но всесоюзного успеха и мировой славы достиг только один – Омский хор. В истории российской культуры немного личностей, которые за короткий срок смогли сделать народный коллектив гордостью страны. Основательница омского хора заслуженный деятель искусств РСФСР Елена Калугина принадлежит к числу этих немногих. Тонкий музыкант, многосторонне талантливая личность, Елена Владимировна сочетала редкостный музыкальный талант и организаторские способности. Сорок лет из своих шестидесяти она отдала развитию музыкальной культуры нашего города.

Родилась Елена Дегтярева в Самаре в самом начале прошлого века – в 1902 году. Ее отец Владимир Дегтярев работал в контрольно-ревизионной палате, был человеком интересным, с удивительным чувством юмора. Любовь к музыке Елена, похоже, унаследовала от матери, учившей четырех дочерей петь романсы. Лена училась в женской гимназии, ходила в частную музыкальную школу. А уже в 14 лет начала преподавать сама - давала частные уроки игры на фортепиано.

Через два года ревизионная палата переехала в Омск. Туда же переселилась и семья Дегтяревых. Елена продолжила учебу, пела на гимназических вечерах, пела дома – просто так. У нее был удивительный голос.

Недалеко от их дома жил партработник. Все за глаза называли его «комиссаром». По дороге на службу он часто останавливался, заслушавшись, как Елена поет. «Комиссар» выяснил, кто эта талантливая девушка, и в 1920 году пригласил Елену в показательный хор Губполитпросвета. Так начался творческий путь молодой певицы. Потом на этом пути были хоры профессиональные, хоры любительские. Всех не перечислишь.

В 1936 Елена Калугина поступила на вокальное отделение Омского музыкального училища. Сложный курс был рассчитан на четыре года, ей на него понадобилось всего два. Талантливую студентку-отличницу пригласили остаться в качестве преподавателя.

Параллельно Елена Владимировна поступила в и Заочный институт музыкантов-педагогов при Московской консерватории, но завершить обучение помешала война. Впрочем, отсутствие диплома о высшем музыкальном образовании вполне компенсировал природный талант. Елена Калугина воспитала целую плеяду одаренных исполнителей, основала в училище дирижерско-хоровое отделение.

«Педагог от Бога», – говорили о Елене Калугиной все, кому посчастливилось у нее учиться.

– Она была очень щедрая душевно, возле нее все становились талантливыми, -–вспоминает заслуженная артистка РСФСР Екатерина Сонина, у которой Елена Владимировна в далеком 1952 году принимала вступительные экзамены.

 Мало кто знает, что у Елены Владимировны занималась легендарная Людмила Зыкина– тогда еще бывшая певица радио, пожелавшая начать сольную карьеру. Елена Владимировна сразу разглядела в ней большую певицу. Неслучайно в 50-е годы Зыкина часто приезжала в Омск на гастроли – она пользовалась любой возможностью лишний раз позаниматься с талантливым педагогом.

С легкой руки Елены Калугиной в Омске один за другим возникали хоровые коллективы: хоровые капеллы, хор радио, хор театра музыкальной комедии, многочисленные любительские хоры. Она была очень энергичной, собранной и каким-то непостижимым образом успевала везде. Работала певицей на радио, концертмейстером в хореографическом коллективе, вела вокальные кружки….

Многие омичи помнят грандиозные концерты, настоящие праздники песни, которые Елена Владимировна проводила на стадионах и в парках. Она первой стала организовывать сводные концерты, объединяя несколько хоровых коллективов. Порой она дирижировала хором до 20 тысяч голосов.

Главным делом Елены Калугиной, которым она прославила и себя и Омскую область, стало создание Государственного Омского русского народного хора. Елена Калугина и Омский хор – это, можно сказать, синонимы. В Омск в конце сороковых приехал на гастроли знаменитый Уральский хор. После концерта в городе загорелись идеей создать на базе капеллы при филармонии, которой руководила Елена Владимировна, хоровой коллектив. Одаренную молодежь собирали по всей области.. Омский русский народный хор был создан в августе 1950 года. А меньше чем через два месяца – 1 октября уже состоялся первый концерт.

Здесь раскрылась еще одна сторона таланта Елены Калугиной. Никогда раньше не занимаясь фольклором, Елена Владимировна сумела в течение нескольких месяцев сделать множество записей сибирских народных песен и танцевальных наигрышей и начать обработку их для хора. Из всего богатства сибирского песенного наследия она выбирала самые яркие, красивые напевы и адаптировала их для исполнения большим составом.

Елена Калугина не пошла по пути подражания уже известным коллективам. Она взяла за основу подлинно сибирское народное творчество, бережно сохраняя исконную стилистику песни и танца. С ее именем связывают возникновение самого понятия «сибирская народная песня». До этого исследователи отрицали наличие в Сибири, земле переселенцев и ссыльных, оригинальной хоровой певческой культуры. Елена Владимировна первой показала, что у нас есть своя неповторимая культура – культура сибирских старожилов, чалдонов. Она перенесла на сцену характерные особенности исполнения сибирских песен: мягкое пение с характерными речевыми акцентами (легкое «оканье»). А еще первой применила поистине новаторский прием – хоровое исполнение русской песни без дирижера. Потом такая манера была подхвачена не только в стране, но и во всем мире.

Всего через три года после создания коллектива случилась его первая победа – на Всемирном фестивале в Бухаресте Омский хор завоевал I премию и золотую медаль, обойдя 32 соперника из разных стран мира.

После такого успеха со всей страны в Омск потянулась одаренная молодежь. Хор менялся, совершенствовался, оставаясь очень мобильным. Порой до места концерта добирались на лошадях, на быках. Хор работал и на целине.

-– Мы ездили туда, где еще ничего не было – только ковыль и колышки забитые. Нам ставили ЗИЛы, раскрывали борта, а трактора фарами освещали эту «сцену». Мы часто пели для целинников. Неслучайно все артисты омского хора потом получили медали за освоение целинных земель, – вспоминает Екатерина Сонина

Вначале омский хор исколесил весь Советский союз, потом поехал за границу. И везде омичей встречали овациями.

Секрет головокружительного успеха в сущности прост. Омский хор не был просто музыкальным коллективом, он был скорее большой семьей. Особым миром, центром которого была Елена Владимировна

– Мы ее называли «мама». А она нас – ласковыми именами, говорила: «Вот ты спой Сонечка вот так..». Ей до всего было дело: устраивала праздники, юморины, танцевала с нами танец маленьких лебедей. С ней очень легко работалось. Елена Владимировна все время была с нами: и день, и ночь, – рассказывает Екатерина Сонина

Со своим хором Елена Калугина советовалась во всем. Если нужно был доверить кому-то запев, она собирала весь хор, давала каждому из певцов возможность попробовать, а потом спрашивала, у кого получилось лучше. Важное решение принималось совместно

Удивительное дело: будучи загруженной работой, Елена Владимировна помнила о мелочах, никогда не забывая поздравить своих хористов со всеми значимыми для них событиями.

– Я уехала в Ростов рожать, родила сына и на следующий день получила поздравительную телеграмму от Елены Владимировны. Она никогда ничего не забывала. Эту телеграмму я берегу до сих пор – я ее сдам в музей, – улыбается Екатерина Сонина.

В заграничных поездках Елена Владимировна всегда водила хористов по музеям, концертам, экскурсиям. В родном городе они не пропускали ни одного выступления знаменитостей: «Когда в Омск приехала Лидия Русланова, в цирке пела – нас туда в обязательном порядке. Чтобы все смотрели, всему учились».

Было ощущение, что она торопится жить, не давая себе ни минуты покоя.

– Целый день репетиции, едем в автобусе уставшие, а она сидит, сочиняет: «Ребятки, посмотрите, вот я сочинила». Она сама писала песни, делала прекрасные обработки. Работала очень много, до самой смерти, – вспоминает Екатерина Федоровна.

И удивительно много успела. Елена Калугина заставила говорить о коллективе из малоизвестной Сибири весь мир

А еще она стала основательницей новой музыкальной династии, династии хормейстеров. Ее в прошлом году ушедшая из жизни дочь Нонна Васильевна, профессор ГМПИ им. Гнесиных, кандидат искусствоведения, была одним из самых авторитетных специалистов в области методик работы с русским народным хором, автором более ста научных работ. Внучка, Ирина Яндульская, тоже хормейстер, исследователь фольклора.

 

Уже несколько лет в Омске проходит Межрегиональный фестиваль-конкурс русской песни им. Е.В. Калугиной. В год 110-летия со дня рождения основательницы и первого художественного руководителя Государственного Омского русского народного Омская филармония издала нотный сборник «На калине белый цвет…». В него вошло 29 сибирских народных песен для разных составов хора в обработке Елены Калугиной, а также две её авторские песни в народном стиле. «Это не мертвый груз и не объект для музея. Это готовые к исполнению произведения, которые можно и нужно использовать», – отметил заведующий отделением народного хорового пения Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры РФ Владимир Виноградов.

 

Елена Мачульская

Создано 16 ноября 2015