• Главная
  • Творческий Центр Фонда
  • Проект "Гордость земли Омской"
  • Сохранение культурного наследия
  • История фонда
  • Отчеты фонда
  • СМИ о фонде
  • Фотохроника
  • Руководство
  • Контакты
Мастера культуры Сибири
  • Михаил Александрович Ульянов

    Михаил Александрович Ульянов

    Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов — советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный деятель, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда

  • Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

    Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

    «Педагог от Бога», – говорили о Елене Калугиной все, кому посчастливилось у нее учиться.

  • Омская архаика Николая Перистова

    Омская архаика Николая Перистова

    Работы омского мастера–костореза напоминают неожиданно оказавшийся в современном мире осколок далекого прошлого, неожиданный вполне осязаемый привет из времен, которые от нас отделяют тысячелетия.

Культура Сибири / Новости / Новости / О фестивале "Душа России"

О фестивале "Душа России"

 Н.М. Генова,

Омск. Россия

Духовное наследие Д.С. Лихачёва

и   развитие фестивального движения «Душа России»

в  Омском Прииртышье

       Аннотация: Автор прослеживает, как посредством идей ученого формировалась концепция фестивального движения «Душа России», развивались его формы и методы, учитывались особенности поликультурного развития региона и как многостороннее развитие культурной среды сказалось на возрождении народной культуры в 1990-е гг. ХХ в., обеспечивая духовную безопасность региона.

       Ключевые слова: духовное наследие, культурная среда, поликультурный регион, национальный характер, возрождение народной культуры, духовная безопасность народа.

N.M. Genova,

Omsk. Russia

Spiritual heritage of D. S. Likhachеv and development of the festival movement “Soul of Russia” in the Omsk Priirtyshje

       Abstract: The author traces, both through scientific ideas formed the concept of the festival movement “Soul of Russia”, developing its forms and methods, reflects the specificity of multicultural development of the region and as a multilateral development of the cultural environment impact on the revival of folk culture in the 90s of the twentieth century, providing spiritual security of the region.

       Keywords: spiritual heritage, cultural environment, polycultural region, national character, revival of national culture, spiritual safety of the people.

       Большая честь выступить с докладом на конференции, которая освящена наследием и самой личностью академика Д.С Лихачёва. Мне довелось лично встречаться с Д.С. Лихачёвым в 1990‑е гг., когда он возглавлял Советский фонд культуры. До сих пор сохраняется ощущение его редкостного обаяния и искреннее отношение к собравшимся собеседникам. Д.С. Лихачёв остался в памяти как интеллигентный человек, очень добрый и сопереживающий. Передавая вам, уважаемые коллеги, эти чувства и впечатления, хочу остановиться на той части духовного наследия акаде-мика Д.С. Лихачёва, которая и сегодня является определяющим в   развитии культуры, деятельности учреждений культуры, культурной среды, особенно в многонациональных сибирских регио-нах. На этом мне хотелось бы поделиться опытом, наработанным в  Омском регионе России.

       Академик Д.С. Лихачёв считал культуру главным смыслом и глобальной ценностью человеческой жизни. Миссию культуры он видел в том, чтобы «из просто населения делать народ» (Д.С. Лихачёв). Живя по созданным им самим заповедям, он призывал: «Жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни». Пропагандист нравственности и духовности, учёный оставил наследие, которое является в современных усло-виях основанием новой государственной культурной политики и практической деятельности учреждений культуры. Культурная среда – это средоточие творчества: «Если природа необходи-ма человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности». Вместе с тем для полноценности духовного самовыражения в культурной среде необходимо использо-вать такие механизмы культуры, которые стимулируют высокие духовно-нравственные принципы, устремлены к «нравственным вершинам», способствуют культурному подъёму, «основанному на обращении к прошлому».

       Таким механизмом, на наш взгляд, начиная с 90-х гг. ХХ в. является фестивальное движение в Омском регионе, которое имеет объединяющее начало в названии «Душа России». Замысел фестиваля был основан на возрождении русской культуры и её сближении с национальными культурами. Основными задачами фестиваля «Душа России» в Омской области стали воспитание нравственности и патриотизма молодого поколения, уважения к традициям и истории своей Родины. Возрождение культуры сочеталось с модернизацией существующей инфраструктуры. Данный проект реализуется и сегодня и является многоцелевой акцией. Анализ его имеет определённые методологические основания проблем региональной культурной политики, в частности, основанные на единстве философско-культурологического, системного и синергетического подходов.

       Произошло широкомасштабное возрождение православ-ных храмов: Успенского собора и собора Рождества Христова, Серафимо-Алексеевской часовни и др. в Омске, Спасской церкви в  городе Таре, Ачаирского монастыря в Омском районе.

       В   фестивальном движении, в его процессе по возрождению русской культуры выявились по-новому такие имена, как препо-добный Сергий Радонежский, святой Александр Невский. С освя-щения и установления скульптурных образов великого князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Васильевича Ломоносова, Миха-ила Глинки, т. е. знаковых фигур русской культуры, был возведен пантеон на построенном в 1995 г. здании областной библиотеки им. А.С. Пушкина. Центральным событием II фестиваля также стал большой праздник, посвящённый 400-летию старейшего сибирского города Тары.

       В     городах и сёлах области состоялись просветительские акции: «Русское слово», «Русская музыка», «Русский театр», «Русь на экране», «Традиции Русского просвещения», «Русские духовные традиции». Благодаря этим акциям появились центры взаимодействия народов Сибири: Сибирский культурный центр, Дом дружбы народов, национально-культурные центры. Про-цессы мемориализации и музеефикации локальной культурной среды при проведении фестиваля нашли своё отражение в создании музеев сибирских художников: музей им. К.Б. Белова, музей им. А.Н. Либерова, музей им. Врубеля. Все мероприятия фестиваля «Душа России» проходили с большой искренностью и отдачей. Они смогли сделать главное: создать атмосферу «особого фести-вального братства и гражданского согласия в регионе».

       И    не удивительно, что люди почувствовали уверенность в себе, способствующую самоутверждению личности, раскрытию дарований и способностей. В связи с единением людей Д.С. Лихачёв говорит о том, что «связанность людей (семьи, деревни, страны, всего земного шара) – это основа, на которой стоит человечество».

       Как известно, великие русские мыслители Иван Алексеевич Ильин, Николай Андреевич Бердяев, обращаясь к духовности, национальной гордости народа, утверждали многообразие подходов к определению духовности в культуре народа. Отсюда проистекает производное собирательное понятие «душа народа», которая сосредотачивает в себе национальный характер, следование традициям, обрядам, направленности на высокую нравствен-ность, гражданственность, соборность. По мнению М.М. Бахтина, «душа – это то, что внутри, но вместе с тем она образуется из того, что определяет её извне»45. Через душу человек получает возмож-ность чувствовать другого человека, понимать его и принимать в себя. В ней проявляется особая атмосфера существования людей. Всё это обусловило интегрирующую роль названия фестиваля «Душа России». Но человек должен, по замечанию Д.С. Лихачёва, «подниматься над самим собой – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Совершенно справедливо замечание ученого по поводу того, что «стремление русских во всем достигать послед-него предела надо также развивать по преимуществу в духовной области».

       Опираясь на идеи Д.С. Лихачёва о бесконечном богатстве национального, мы пришли к мысли фестиваля как единстве многообразия национальных культур в поликультурном регионе Омского Прииртышья. Нам стало ясным, почему «нет ничего удивительного в том, что аждый воспринимает это национальное по-своему… русское в характере народа, в характере приро-ды, городов, искусства и пр. Каждое индивидуальное восприятие национального не противоречит другому его индивидуальному восприятию, а скорее дополняет, углубляет его»48. Вместе с тем в формируемой концепции фестиваля явно проявила себя концепция внутренней, творческой свободы его участников, о которой писал ученый: «Русская культура благодаря совмещению в ней различных культурных наследий полна внутренней свободы».

        В    современных условиях фестивальному движению «Душа России» необходимо придать новый характер. Перестали быть престижными и привлекательными для молодёжи идеалы гуманизма, ввиду отсутствия пропаганды подвига, нравственности, высокого целеполагания. Со временем мы всё больше понимаем мудрость научного наследия Д.С. Лихачёва, выраженного в кон-цепции «экологии культуры».

        В   настоящее время необходимо подумать «о духовной безо-пасности народа (Д.С. Лихачёв) как базовой предпосылке и критерии выработки моделей общественных преобразований», о чём он писал в Декларации прав культуры к Генеральной конференции ЮНЕСКО в ст. 11: «На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, её истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном насле-дии человечества, её вкладе в сокровищницу мировой культуры».

       Это и подтверждается фестивальным движением в Омской области – «Душа России». Включение в социально-экономическое развитие региона культуры как её составной части привело в движение все её сферы, что вызвало необходимость изучения всех этапов, всех сторон фестивального движения на уровне области, района, отдельно взятого населённого пункта, учреждения куль-туры, творческого объединения и с учётом влияния на динамич-ность культурных процессов в обществе.

       Фестиваль «Душа России» накануне своего 25-летия выполняет очень важные для общества задачи – морально-психологические, религиозные, национальные и мн. др. Поэтапное решение этих задач и есть то, что называется повышением уровня культуры. Фестиваль «Душа России» явился творческой лабораторией сосредоточения культурных инициатив региона.

       Обращаясь к духовному наследию великого гуманиста, позвольте привести его примечательное высказывание: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя».

 

Литература

 

 1. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. М., 1992. – 240 с.

2. Генова Н.М. Фестиваль народного творчества как форма пропаганды этнокультуры и духовно-исторического наследия Сибири // Народ-ная культура Сибири: Уч. пособие. Омск, 2002. С. 45–58.

3. Лихачёв Д.С. Избранное о культурном и духовном наследии // Эко-логия культуры: Альманах института наследия «Территория», М., 2000 г. – 214 с.

4. Лихачёв Д.С. Декларация прав культуры. М. 1992.

5. Лихачёв Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. Л.: Худож. лит., 1987. С. 418–494.

6. Лихачёв Д.С. Земля родная. М., 1983. – 145 с.

7. Лихачёв Д.С. Статьи о русской культуре [Электронный ресурс]. // http://www.lihachev.ru/pic/site/filе (Дата посещения сайта 13.11.2016 г.)

 

Доклад на Международной научно-практической конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева (г. Москва)

Создано 1 марта 2019