• Главная
  • Творческий Центр Фонда
  • Проект "Гордость земли Омской"
  • Сохранение культурного наследия
  • История фонда
  • Отчеты фонда
  • СМИ о фонде
  • Фотохроника
  • Руководство
  • Контакты
Мастера культуры Сибири
  • Михаил Александрович Ульянов

    Михаил Александрович Ульянов

    Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов — советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный деятель, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда

  • Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

    Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

    «Педагог от Бога», – говорили о Елене Калугиной все, кому посчастливилось у нее учиться.

  • Омская архаика Николая Перистова

    Омская архаика Николая Перистова

    Работы омского мастера–костореза напоминают неожиданно оказавшийся в современном мире осколок далекого прошлого, неожиданный вполне осязаемый привет из времен, которые от нас отделяют тысячелетия.

Культура Сибири / Новости / Новости / Состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Медиаотражение наследия и медиа как наследие»

Состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Медиаотражение наследия и медиа как наследие»

 

Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева
Омский региональный общественный благотворительный 
фонд «Культура Сибири»
Факультет культуры и искусств
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омская государственная областная научная 
библиотека им. А.С. Пушкина

Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева

Омский региональный общественный благотворительный фонд «Культура Сибири»

Факультет культуры и искусствОмского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина

 

 

МАТЕРИАЛЫ

Всероссийского научно-практического семинара

«Медиаотражение наследия  и медиа как  наследие».

 Хилько Н.Ф.

Генова Н.М.

Цыганов В.А.

Карпинина Т.В.

Саблукова Л.И.

Чирков В.Ф.

Сорокин А.П.

Косолапова О.В.

Лосунов А.М.

Коновалов С.И.

 

 

19 июня 2019 г.

Место проведения:  Центр краеведческой информации.

Омская государственная областная  научная библиотека им. А.С. Пушкина (ауд. 229).

 

Омск - 2019

 

   Для обсуждения  был предложен следующий круг проблем:

  1. Медиафиксация материального и нематериального наследия как неотъемлемый атрибут исторической и социально-культурной памяти.
  2. Проблемы медиаархивации и мемориализации утраченного наследия.
  3. Медиаотражение культурного и исторического наследия в аудиовизуальных и визуально-технических искусствах.
  4. Кинодокументальное и кинохудожественное наследие отечественного, мирового и регионального масштаба: проблема архивации, преемственности и востребованности.
  5. Аудионаследие как часть современной культуры радиовещания.
  6. Фотонаследие в контексте музейно-галерейной деятельности.
  7. Прогрессивное и гуманистическое наследие отечественного телевидения как часть духовной культуры общества.
  8. Проблемы гуманизации теле-, радиовещания и киноискусства.
  9. Интернет-ресурсы как пространство сохранения медианаследия: проблемы наполняемости, посещаемости сайтов и безопасности.

     10. Медиэкология и национальное культурное наследие России.

     11.  Медиаобразование и воспитание на материале отечественного культурного наследия.

     12. Социальные институты пропаганды и распространения медианаследия: Интернет, Дом радио, Дом кино, Дом журналистов.

     13.  Медианаследие и мировое наследие ЮНЕСКО.

     14.  Медианаследие и научно-творческое наследие Д.С. Лихачева.

     15.  Книга и буктрейлеры – средства популяризации чтения.

 

Список приглашенных на Всероссийский научно-практический семинар 

«Медиаотражение наследия и медиа как наследие»

19 июня 2019 г.

 

  1. Генова Н.М. – председатель Омского регионального общественного благотворительного фонда «Культура Сибири»
  2. Карпинина Т.В. – директор Омского Дома кино.
  3. Цыганов В.А.  – старший преподаватель факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
  4. Сорокин А.П. – зам директора омской областной научной библиотеки м. А.С. Пушкина.
  5. Горелова Ю.Р. – ученый секретарь Сибирского филиала Российского научно-исследовательского Института наследия.
  6. Хилько Н.Ф. – ст. научный сотрудник Российского научно-исследовательского Института наследия.

Запись дискуссии и «круглого стола»

   

Н.Ф. Хилько

 

      Что  такое медиаотражение наследия и медианаследие? Как различить эти понятия ?  По словнику Российского научно-исследовательского института наследия, в состав  научного определения понятия  культурного наследия входят: лучшие образцы кинематографического искусства, традиции российского (отечественного кино), кинематографические школы, Союзы, общества; классика фотографического искусства и традиции российской школы фотоискусства, фотообщества.

          Надо понимать, что существуют институты аудио-, фото- и кинофиксации, то есть отражения  культурного наследия, его документировании – то есть использование медиа для увековечивания, мемориализации, музеефикации национального культурно достояния, сохранение не только исторической памяти, но и утраченного наследия. Очевидно, что  медианаследие распадается на аудиовизуальные , фото-, кино-, видео- и , аудио- формы.     Таким образом, медианаследие – это отражение и запечатление с последующим воспроизведением объектов и явлений, а также – исторических фактов и событий с целью их сохранения и мемориализации.

   В то же время медиа как наследие – это высший уровень запечатления, образное представление объектов и явлений национального культурного наследия (медианаследие) в документальных, хроникальных оцифрованных произведениях (аудиозаписи,  кино-, фото-, видеопроизведения, оцифрованные документы).

     Кроме этого, надо понимать, что медиаотражение наследия и медианаследие как таковое , в каких бы формах он не существовали, всегда  исходят из аутентичных классических и фольклорных образцов и распространяются с помощью каналов средств массовой коммуникации: телевидения, радио, Интернет, а также – через сеть музеев и архивов. Эта своеобразная циркуляция медиаинформации позволяет давать ей оценку, а также - приобрести  популярность и массовость. 

    Какие же существуют виды  медиаотраженного наследия и медианаследия?

 К видам медианаследия относятся: документальное кино, документальная (художественная фотография), радиоспектакли, радиопередачи, телевизионные фильмы, телепрограммы, телепередачи, телемосты, программы Интернета, сайты. Виды медиаотраженного наследия или его медиафиксации: кинохроника, видеоролика, радиозаписи, видеозаписи на телевидении.

    В связи с этим возникает проблемное поле медиаотраженного наследия и медианаследия. В двенадцати сферах медианаследия  намечаются соответствующие проблемы (см. табл. 1).

Сфера сохранения и распространения медиаотраженного  культурного наследия  и медианаследия

Проблемное поле

1.

Архивация  медианаследия и МОН.

Ориентация в медиаинформации.

2.

Культурная преемственность.

Формы передачи медианаследия

3.

Социальная востребованность.

«Белые» пятна и забытое наследие.

4.

Мемориализация.

Культурные маркеры и знаки памяти.

5.

Оцифровывание.

Потерянное наследие.

6.

Наполняемость контента.

Отражение на сайте.

7.

Посещаемость и популярность.

Формы использования и брендинг.

8.

Безопасность.

Сохранение медианаследия.

9.

Медиаэкология.

Отбор произведений по гуманным духовно-нравственным приоритетам медианаследия.

10.

Медиаобразование

Приобретение опыта  зрительского восприятия и медиакритицизм.

11.

Историческая и культурная значимость.

Охрана, художественная критика и пропаганда  как инструменты выделения и расстановка приоритетов в КН (популяризация,  распространение, сбор и расширение аудитории, использование, возвращение памяти, обозначение, установка культурных маркеров ( идентификация  культурных объектов, мониторинг, паспортизация, реконструкция реставрация).

Критерии оценки и отбора произведений: МОН (подлинность, социально-культурная значимость); МН (аутентичность,  художественная значимость,  выразительность, образность).

 

Цыганов В.А.

        Проект «Гордость Земли Омской» осуществляется в рамках деятельности Омского регионального Фонда «Культура Сибири», возглавляемого Председателем Совета профессором Н.М. Геновой. Мы имеем свой сайт, на котором есть уже 51 фильм о лучших людях, предприятиях, организациях Омской области. Причем, наши телеканалы дали руководителю Фонда Н.М. Геновой письменное согласие на право их использования: это 12-ый канал, ГТРК «Иртыш», Исторический архив Омской области, это также частные коллекции.

      В рамках творческого сопровождения  проекта мы уже посетили три района: Калачинский, Тюкалинский и Марьяновский. Есть такая общероссийская программа «кинофикация». Практически в 30-ти из 32 районов области есть кинотеатры и киноцентры. И, понятно, что кинопоказы должны иметь содержание, то есть иметь возможность показывать фильмы и    содержание самой картины – не одно и то же. Поэтому наряду с коммерческим показом должны быть и фильмы «для души», воспитывающие молодежь, направляя ее  в русло патриотизма, развития и т.д. Так вот, в рамках деятельности фонда  «Культура Сибири» мы организовали кинолектории. В частности, из четырех фильмов: «О пятом театре», «О музыкальном театре», фильм о театре драмы и «Омском хоре». Сделали киноцитаты по пятнадцать минут  и демонстрируем населению в Марьяновском, Одесском районах, г. Калачинске. Причем аудитория – от пенсионеров до самых маленьких. Кинолекторий предусматривает общение, так вот мы задам вопросы на данную тему и тех людей, которые хорошо ориентируются в них,   мы премируем. Далее  мы показываем киножурналы: возрождаем традицию показа кинохроники (например, взятые из архива «300 лет Омской области»). Такая часовая программа получила положительную оценку Администрации  районов и Фонда.

       Мы также участвуем в проекте «Театр+кино». Мы снимаем фильмы о театрах. Кроме того, о культуре Омска  сняты фильмы  Юрием Баженовым, Мариной Ковут, создавшей замечательную ленту о депутате Верховного совета России О.Н. Смолине.

       Нас поддерживают представители телеканалов: ГТРК «Иртыш», 12-го  канала: Погодаев В.Д., директор Исторического архива Омской  области Чекалина Людмила Александровна. Все, что связано с ММК? – а именно через кино мы пытаемся демонстрировать культурное наследие – все фильмы, созданные нами, прошли премьерный показ в Доме кино, за что спасибо Татьяне Владимировне – это первое. Кроме того, был заключен договор с главным редактором «Омской правды» Андреем Мотовиловым о печатании в газете QR-кода о наших видеофильмах, который распознается с помощью смартфона.

       Второе – Татьяна Владимировна принимает все начинания наших документалистов; а их не мало. Кроме того, Дом кино пропагандирует творчество режиссера Дениса Павленко, работающего в сфере игрового кино: он совершает своеобразный подвиг, делая невозможное – и это, наверняка, будет интересно для будущих поколений. Поэтому игровое и документальное кино в Омской области не только имеет место быть , но и реально существует.

 

Карпинина Т.В.

       Что мы делаем для сохранения культурного наследия в городе?

       Продолжая разговор В.А. Цыганова,  скажу, что Дом кино проводит множество кинофестивалей, которые постоянно обновляются. Например, сейчас у нас есть кинофестиваль «Окно», на который поступают фильмы из разных стран, например, в этом году к нам присоединились  кинематографисты из Бангладеш, Индии. Они  бережно хранятся у нас в архиве. С особым трепетом  мы храним то, что касается Омска: то, что присылают омские авторы. И поэтому, если вы снимаете фильм, и вам негде его показать, то, конечно, приходите в  Дом кино, и мы организуем вам просмотр, соберем публику.

       С середины июля 2019 г. мы начали показывать кино в Омской крепости. Мы здесь показываем архивные работы омских режиссеров, потому что это – важная часть нашей деятельности – сохранение культурного наследия региона. Ведь по большому счету, многое из показанного – это то, что больше нигде не увидишь из архива Дома кино.

       Мы получили в наше распоряжение ряд выпусков киножурнала «Сибирь на экране», которые любезно предоставила нам создатель Новосибирского Музея кино Э. Х. Давлетшина. Традиционно в этом году осенью у нас будет проходить фестиваль документального кино «Гео-21», мы сейчас уже их отсматриваем. В коммерческих кинотеатрах этого не показывают, свой фильм на телевидение не сдашь, а у нас в Омске есть немало кинодокументалистов, и мы всегда для них  организуем кинопросмотры. Хочется, чтобы как можно больше людей  увидели эти фильмы.

       Вот, например, недавно был фильм о местных мастерах из деревни Колосовки Калачинского района «Расскажи мне, дело!» Ролик произвел колоссальный эффект, и мы его показывали везде, где это можно. Его просмотр прошел в сорока школах. Мы откликаемся на любые предложения. Все, что показывается в Домах культуры, оседает в архиве Дома кино: так у меня оказались фильмы Ю. Баженова, Д. Павленко. Все, что есть в архиве, должно  востребоваться и работать на аудиторию. Достоин внимания зрителей и видеоархив проекта «Город нашего детства», составленный из хроники 70-х годов.

Сорокин А.П.

       Как демонстрировать документальные фильмы и видеоролики, имеющие историческую и культурную ценность, у нас в библиотеке? Скажите, Татьяна Владимировна,  возможно широкое распространение кинонаследия и широкое распространение этих фильмов?

Карпинина Т. В.

        Дело в том, что оцифровка каждого ролика в архиве  Госфильмофонда в Красногорске стоит порядка 5 000 рублей. Однако денег на это в бюджете не нашлось.

Саблукова Л.И.

       Раньше мы были ведомственные, профсоюзные и государственные. Благодаря профсоюзной сети повсеместно существовали народные студии и клубы- лаборатории любительского кино, которые потом стали исчезать или переходить в другую форму. Причина в том, что содержать их стало не на что. На долгое время все это пропало. Но на сегодняшний день мы наблюдаем бум видеотворчества, видеобум. Благодаря Интернету и гаджетам в Тюкалинске возник  фестиваль видеотворчества. Это достаточно интересное явление, поддерживаемое государственной программой модернизации кинообслуживания населения. Появились новые киноточки, залы и специалисты, которые могут помогать курировать эту деятельность. Этому способствовали также выпускники кафедры кино-, фото-, видеотворчества, работающие в г. Тюкалинске. Посмотрите, как расширилась география фестиваля: проявились  фильмы кинолюбителей  Алтайского края, Якутии, Магадана, Вологды, Москвы. И. не смотря на некотрое несовершенство этих фильмов, вес равно в них есть доброта. Это своеобразная кинолетопись, выражающая любовь к родному краю. В фильмах показаны знаковые события сел, поселков, родных мест. Кинолюбители представляют сюжеты об исчезнувших деревнях («То поминки, то веселье, только нет уже селенья»). Вот, например. Фильм из Вологды о деревне, где уже 60 лет не строился ни один дом – и вот вдруг решили строить дом – и это был праздник всего села. В общем, милые и трогательные фильмы, наивные как детские стихи или письма.  

Хилько Н.Ф.

       Вот Вы, как эксперт, может утверждать, что из этих фильмов является  кинонаследием?

Саблукова Л.И.  

       Конечно, фильмов много и не все могут попадать в разряд социально значимой кинолетописи, хотя все решает время и некоторые из роликов и  фильмов через несколько лет надеюсь, будут кинонаследием. Сегодня для Тюкалинска важны все фильмы, которые сняты участниками кинофестиваля: работниками музеев, инициативные  кинолюбителями, невольно отразившими истории города, снимая события сегодняшнего дня. Важно то, что все  фестивальные ленты хранятся и  демонстрируются в культурно-досуговом центре, музеях, .библиотеках, учреждениях дополнительного образования и сельских поселениях. Наверное, нужно провести экспертизу и выбрать тот материала, который общественно полезен.

Хилько Н.Ф. 

       А у вас не возникал вопрос о необходимости  централизации архива кинонаследия? И где бы он был? На мой взгляд,  такое хранение должно быть организовано не только в Интернете, на специальном сайте, но и в муниципальном архиве.

Саблукова Л.И.  

       Да, конечно.

Хилько Н.Ф. 

        Вопрос Владимиру Алексеевичу Цыганову. Вы каким-то образом, создавая свои ленты, касались архивных материалов кинолюбителей прошлого века, находящиеся в Историческом архиве Омской области,  которые собирала Галина Ивановна Михайлова?

Цыганов В.А.  

       Я могу сказать: Михайлова Галина Ивановна – удивительный человек вообще. Мне довелось архивные материалы из ее авторского фильма о 60-летии Омской области (1994 г.): фильм, посвященный 90-летию Омской области  «На рубеже веков». Кроме того,  многие ленты есть на сайте «Культура Сибири. ру». В те годы, когда камера была не у каждого, а у нее она была, появлялись такие замечательные картины с экскурсом в историю. Конечно,  я поддерживаю мнение Л.И. Саблуковой том, что наследие становится достоянием народа не сразу, а со временем, выдержав испытание новыми ценностями. Доказательством тому может служить пример:  на кинофестивале в Тюкалинске мы убедились, что ценное в историческом плане то, что раньше казалось обыденным  и  привычным:? Вот идут на демонстрацию таюкалинцы – и это уже сейчас наследие, хотя с точки зрения мастерства киносъемки,  там особого достижения нет.

Саблукова Л.И.

        Да, это очень ценно при создании культурных проектов. Как-то раз мы взяли фильм-хронику для проведения клубного мероприятия, но на авансцене исполнялась современная пьеса – и в этом показе был определённый режиссерский эффект, который был достигнут благодаря сочетанию документализма и исторической правды. Однако  нужный социальный резонанс был получен во многом благодаря эффекту возвращения к ценностям прошлого.

Чирков В.Ф.

        Поговорим о фотографии. Если я не ошибаюсь, - это был 1993 год, когда в музей «Искусство Омска»  поступила громаднейшая коллекция под шифром «ФиН» - (фотографии и негативы). Это было большое поступление через департамент культуры в количестве 1800 единиц хранения, о есть практически почти весь фонд М.И. Фрумгарца находится в музее. Это на самом деле – ценнейший фонд. Второй грандиозный фонд, который мы открываем в  музее «Искусств Омска»  - «Чигишев и его ученики». Нет надобности говорить о том, кто такой был Чигишев, потому что он на слуху у любого просвещённого человека. Кроме того, он был как гражданин, удивительный человек, человек своей эпохи, своего времени, сумевший   с  достоинством выжить. Стати, пример для современных поколений: как можно быть достойным гражданином в любое время. Кстати, сначала была небольшая коллекция, и у меня был короткий период, а в 2008 году произошло возвращение в свой музей. И  в это время фонд Б.В. Чигишева был в подвешенном состоянии в Покрове Владимирской области. Я оперативно включился в это дело, вышел на Москву и, представьте себе, мы организовали транспорт – и весь архив Бориса Васильевича приехал к нам в Омск. В этом фонде – не только фотографии, но и оформленные снимки в планшетах. Третий, монографический фонд пришел к нам в 2014-2015 гг. от фотомастера Эдуарда Исааковича Савина. В музее всего три монографических коллекции: Бориса Чигишева, Эдуарда Савина и Михаила Фрумгарца.  Что я думаю на этот счет, ка музейщик? Делая музей «Искусство Омска», я имел в виду в нем как бы три составляющих, три музея: музей изо, музей фотоискусства и музей детского искусства. Вы знаете, у нас единственный музей в Сибири, кроме Юрги, конечно, где есть огромнейшая коллекция детского искусства. Когда я вспоминаю о своей работе в музее, у меня автоматически  выделяется этот фрагмент. У нас почему-то сейчас  не показывается детское искусство?! А я мечтал об этом. И о том, чтобы показывать художественное образование при музее детского  искусства, но в структуре музея. Но пока все это остается в мечтах, и я не знаю, существует ли это в планах.

       Фотографии у нас сегодня мало. А. Сокрута у нас сегодня по-прежнему популярен: 4 -5 выставок – это те, которые демонстрировались на выставке «Художник года». Это крупнейший мастер – не документалист, а художник. А я вот о чем думаю: монографические коллекции очень большие, а их надо  бы продолжить, потому что таким образом через фотографии мы создаем не только документальный, а , обращаясь к современному этапу, художественный образ Омска.

       И если глянем на эту проблему с точки зрения концепции музея как пространства «Духа места» («Genius locums») – а этот дух измеряется самыми различными способами, включая поэзию, музыку и фотографию, то получается, что это дело нужно обязательно продолжить.

       23 июля в Доме художников мы открывает выставку «Поэтика городского пространства или игра в культурный квэст. Это интересно для молодого поколения.  Если вы были в марте этого года в Доме художников, то помните, у на  была выставка «Его величество – театр» - и там  нас был видеоэкран – у нас есть возможность транслировать искусство с помощью видео. В Интернете весит объявление о приеме работ на эту выставку: до 19-го числа нужно быть готовыми показать свои материалы, прислав их на электронный адрес. Мы хотим посмотреть на поэтику городского пространства с разных сторон: без пафоса,  без публицистики. У на там есть подзаголовок: позитивный взгляд на город.

Косолапова О.В.  

 В фонде музея есть цветные фотографии Сергея Шевырногова. Очень большой архив Вениамина Дрягин, включая его снимки по Японии, сделанные в 70-е годы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Есть         сайт Минкультуры РФ, где наш музей выставляет живопись, графику, экспонаты  по художественному образованию и фотографии.

Сорокин А.П.

       В парке «Россия – моя история» в ближайшее время будут проходить краеведческие лекции. У нас  есть группа лекторов «Омск-300 в контакте», где мы размещаем всю информацию. Первая лекция будет у О.В. Гефнер, в которой она расскажет о гарнизонном офицерстве и нижних чинах, то есть о военных г. Омска.

       Теперь о деревянном зодчестве. Нужно сказать, что для съемки таких памятников нужен определенный световой режим и сезон съемки. Весна – наилучшее для этого время года. Мы всегда представляем Омск лиственно-деревянный в конце апреля-начале мая. Например, сложно захватить фасад Либеров-центра (ул. Думская, 3). Кроме того, губит памятник не только их уничтожение, но и визуальный мусор, изменение перил, осыпание фасадов. Например, Дом Хлебникова нельзя выставлять на сайте в таком виде, как он есть. Еще один пример: есть фото дома на Звездова, 16 незадолго до пожара. Тем не менее, нередко бывает так, что от некоторых памятников может остаться только лишь изображение, и тогда они попадают в разряд исчезнувшего наследия.

Лосунов А.М.  

       Нужно сказать, что история фотографии – это отдельная тема для исследования, потому что как бы по крупицам приходится собирать материал о том, когда же у нас появились первые фотографы: ну, вообще, это было время, когда только разрешили фотографировать у нас в Сибири В начале это были фотографы – одиночки. Это были достаточно состоятельные люди, которые могли приобрести фотоаппаратуру и сделать снимки. К такого рода предпринимателям относится семейство Знаменских настоятеля протоиерея Воскресенского собора. Его сын настоятеля  Михаил был не только художник, но и любитель-фотограф. Смотрите, фотографии начла 60-х годов ХIX в. , сделанные в Омске. Вот семейное фото: Степан Яковлевич, Константин Степанович, Знаменские в группе. Фотография была распространена в Омске, Тобольске, Тюкалинске. На фото мы видим все семейство Знаменских.

       Вообще считается , что первый        профессиональный фотограф в Омске – Темкин, который имел фотографический салон с 1855 года. Его клиентов обслуживали восемь сотрудников, обязанности среди которых были строго распределены: кто фотографирует, кото печатает и ретуширует. Размещалась фотография на пресечении современных лиц Жукова и 10-летия Октября (здание не сохранилось). Фотографии Темкина являются наиболее редкими среди коллекционеров. Сейчас на старинные фотографии бешенный спрос, может быть потому, что они осели в частных коллекциях. Казалось бы , на альбомы 40-х-50-х годов  XIX в.  раньше не обращали внимания, сейчас их продают по цене от 1500 до 5000 рублей за фото.

       Вот портрет отца Знаменских (фотография хранится в Тобольском музее). На территории Ильинского форштадта  было открыто второе по счету фотографическое заведение в Омске. Его хозяином стал владелец  книжного магазина Исаак Ермолаевич Кеслер, который вошел в омскую и петербургскую историю как фотограф, снимавший цесаревича во время его пребывания в Омске в 1891 году:  на его фотографиях есть отметка об этом событии. Дело в том, что Кеслер в период распространения фотографии  из любителя превратился в профессионала.

       В Омске специализированного фотомагазина не было. Фототовары распространялись через магазин братьев Красных, которые распространяли оптику, аппаратуру, негативы и пластинки. Размещался он в подвале гостиницы «Россия» на Любинском проспекте, потом перекочевал на первый этаж.

       Да. Еще известным фотографом был у нас Антонов: его фотографии на коллекционном рынке встречаются очень часто. Он снимал дореволюционный Омск, подряжался снимать различные мероприятия. В частности¸ им были изготовлены фотооткрытки для промышленной выставки 1911 г.

      Еще один интересный фотограф – это Коркин – вообще о нем можно говорить особо. Дело в том, что он снимал в Омске, Тобольске и Тюкалинске. Вообщем, он родом из Тюкалинска, и когда он перебрался в Омск, то жил на Боровской ул. (нынче Стачечная) в районе Ново-Слободского форштадта. Потом уже перебрался поближе к центру.

      Кроме того, нужно сказать, что фотографии XIX в. интересны не только по содержанию, но и по оформлению и печати. На этот счет можно привести пример еще  одного  интересного мастера дореволюционной  фотографии Омск -  Завадский. Его фотография кочевала по городу, но работы своей не прекращала ни на один день.

Хилько Н.Ф. 

       Спасибо, Александр Михайлович.  В связи со сказанным. Вопрос  Ольге Всеволодовне: как представлен региональный компонент в музее «Искусство Омска»?

Косолапова О.В. 

       Он постоянно пополнятся. Нам нужно обрабатывать старые и новые коллекции, поступающие в фотофонд, в частности в настоящее  время – фотографии Вениамина Дрягина.

Хилько Н.Ф. 

       Слово предоставляется представителю Омского отделения общества охраны памятников истории и культуры Коновалову Станиславу Игоревичу.

Коновалов С.И.

        В рамках деятельности ВООПИК мы больше всего занимаемся архивно-исторической деятельностью. Могу рассказать о проекте «Том Сойер Фест», который прошел в Омске в 2018 г. и будет реализовываться еще и в этом году. Это волонтерский проект по сохранению объектов деревянного зодчества. Он активно освещался в прессе; в телевизионных сюжетах, об этом мы постоянно пишем в Интернет-публикациях. Что это за проект?

       В России  очень много так называемых «облезлых» зданий, требующих ремонта и реставрации, но официально не являющихся памятниками культурного наследия, однако представляющим немалый эстетический и исторический интерес с точки зрения деревянного зодчества. При этом если власти ничего не делают для их спасения, обществу приходится на реагировать на эти вещи. Поэтому ВООПИ откликнулся  на данный призыв и решил отремонтировать усилиями волонтеров на спонсорские средства дом на ул. Булатова, 69.

       Команды организаторов были поддержаны спонсорами (Леруа Мерлен, «Скуратов и др.),  крупными федеральными сетями, предоставив рекламу, краску  и строительные материалы.

       Мы привлекали волонтеров следующим образом: достали из подвала старые наличники  и провели встречу с молодежью - возможными членами нашей команды, где показали, что ремонтировать дом – это несложно и под силу многим. В результате около 20 человек были привлечены нами и включились в эту работу.

       Представители Исторического парка Россия – моя история».   Администрация мультимедийного парка понимает, что многое из того, что остается в фиксированной памяти как культурное и историческое наследие достойно того, чтобы быть размещенным  в нашей экспозиции. При этом нужно иметь ввиду, что весь материал регионального контента должен проходить согласование на федеральном уровне в форме проекта, утверждаемого в Москве.

Генова Н.М.   

        Думается, что видеоролики , размещенные на сайте фонда «Культура Сибири» , содержащие материалы кинофестивалей г. Тюкалинска, Омского Дома кино, информацию о фотовыставках музея «Искусство Омска», должны найти достойное отражение в краеведческих лекториях, показах и  мероприятиях и при формировании контента Исторического парка «Россия – моя история».

       Таким образом, создается публичное пространство города. Достоинство его в том, что происходит интенсификация мобильности представленной информации о культурном наследии. Города за последнее время трансформировались качественно. Сегодня «публично» - значит принародно обсуждать важные темы, раскрытые с помощью медиатехнологий, большим количеством людей, так как они затрагивают жизненно важные интересы. Таким каналом и служит наша видеогалерея фонда «Культура Сибири» - «Гордость Земли Омской». Здесь личностное общение перемещается в открытое пространство и является местом реализации гражданской позиции и самореализации людей. Это позволяет заряжаться и  эмоциональным настроем и патриотическим настроением. Аудиовизуальная фиксация наследия способствует организации коллективной и социальной жизни людей.

Хилько Н.Ф. 

       Итак, нам предстоит  обобщить сказанное и представить  в рекомендациях и  резолюции семинара.

  1. Рекомендовать Дому кино составить каталог фильмов и разместить его в сети Интернет.
  2. Создать в Министерстве культуры   Омской области и Департаменте культуры и Администрации Г. Омска при участии омского отделения ВООПИК  координационный совет по медианаследию на базе киновидеоцентра и Дома кино.
  3. Способствовать распространение культурного наследия города и области : а. через Омский областной историко-краеведческий музей, муниципальные музеи, б. клубные учреждения, в.  общественные объединения, 5.  СМК: газеты «Омская правда», «Вечерний Омск», районные газеты, 6 телеканалы «12-ый канал», «ГТРК «Иртыш», «Продвижение», Омское радио (77,8 FM).
  4. Продолжит практику проведения краеведческих кинолекториев и, музейных и парковых лекториев.
  5. Создать в Доме кино Городской центр поддержки культурного наследия (ГЦПКН и КФЛ) и развития кино- и фотолюбительства.
  6. Создать в киновидоцентре и Областном центре народного творчества  Областной центр поддержки культурного наследия (ОПКН и КФЛ) и развития кино- и фотолюбительства.
  7. Сформировать базу данных в Историческом архиве Омской области «Утраченное наследие Омского Прииртышья» и пропагандировать ее через Центры досуга и общественные организации, в которых собирать свои видео- и фотоархивы.
  8. Расширять региональный компонент исторического парка «Россия – моя история» за счет баз данных: архива Дома радио, видеоархивов ГТРК Иртыш», Дома кино, фотофонда Городского музея «Искусство Омска».
  9. Шире пропагандировать деревянное зодчество г. Омска через краеведческие экскурсии, лектории, круглые столы. Создать центр охраны деревянного зодчества города и области при Омском отделинии ВООПИК с привлечением волонтеров.
  10. Проводить в бывшем музее просвещения фотовыставки о  культурном наследии Омска и Омской области.

Создано 10 июля 2019