• Главная
  • Творческий Центр Фонда "Культура Сибири"
  • Гордость земли Омской
  • История фонда
  • Руководство
  • Отчеты фонда
  • СМИ о фонде
  • Фотохроника
  • Сохранение культурного наследия
  • Премии, фестивали, выставки
  • Контакты
Мастера культуры Сибири
  • Михаил Александрович Ульянов

    Михаил Александрович Ульянов

    Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов — советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный деятель, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда

  • Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

    Елена Калугина: "Всю жизнь искусству я посвятила"

    «Педагог от Бога», – говорили о Елене Калугиной все, кому посчастливилось у нее учиться.

  • Омская архаика Николая Перистова

    Омская архаика Николая Перистова

    Работы омского мастера–костореза напоминают неожиданно оказавшийся в современном мире осколок далекого прошлого, неожиданный вполне осязаемый привет из времен, которые от нас отделяют тысячелетия.

Сохранение культурного наследия

Фильм к 100-летию Тимофея Павловича Козлова_Омск 2011

https://www.youtube.com/watch?v=0ZY1Ye3a5Bs&feature=youtu.be 

 

При поддержке Омского регионального общественного благотворительного Фонда "Культура Сибири" издана монография "Культурно-экологический ландшафт и социальная идентификация личности в современной городской среде" (Н.М. Генова, Ю.Р. Горелова, Н.Ф. Хилько), 2019 г.

 

На основании рекомендации Омского регионального общественного благотворительного Фонда "Культура Сибири" издано учебное пособие "Экология культуры и ландшафтная инфраструктура - ценностные основания культурной политики региона" (Н.М. Генова, Ю.Р. Горелова, Н.Ф. Хилько), 2017 г.

 

 

Выступление председателя Фонда "Культура Сибири" Геновой Нины Михайловны на Международной конференции (г. Москва), посвящённой 110-летию со дня рождения академика Д.С. Лихачёва.

Духовное наследие Д.С. Лихачёва и развитие фестивального движения «Душа России» в Омском Прииртышье

 

Большая честь выступить с докладом на конференции, которая освящена наследием и самой личностью Д.С Лихачёва. С другой стороны мне выпала удивительная честь лично встречаться с Д.С. Лихачёвым в 90-е годы, когда он возглавлял Советский фонд культуры. До сих пор сохраняется ощущение его редкостного обаяния и искреннее отношение к собравшимся собеседникам. Д.С. Лихачёв остался в памяти как интеллигентный человек, очень добрый и сопереживающий. Передавая Вам эти чувства и впечатления, хочу остановиться на той части его духовного наследия, которая и сегодня является определяющим в развитии культуры, культурной среды, особенно в многонациональных сибирских регионах. На этом мне хотелось бы остановиться и поделиться опытом, наработанным в Омском регионе России.

Культурная среда – это средоточие творчества. Вот как об этом писал Д.С. Лихачёв: «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, что культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «Духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности». [3 c. 11]

Вместе с тем, для полноценности духовного самовыражения в культурной среде необходимо использовать также механизмы культуры, которые стимулируют высокие духовно-нравственные нравы, устремлены к «нравственным вершинам», способствуют культурному подъёму, «основанному на обращении к прошлому».

Таким механизмом, на наш взгляд, начиная с 90-х годов, является фестивальное движение в Омском регионе, объединяющее начало в образе «Душа России». Замысел фестиваля был основан на возрождении русской культуры и её сближения с национальными культурами.

Основными задачами фестиваля «Душа России» в Омской области стали воспитание нравственности и патриотической гордости молодого поколения, уважения к традициям и истории своей Родины. Возрождение культуры сочеталось с модернизацией существующей инфраструктуры. Данный проект реализуется и сегодня, и является многоцелевой акцией, при его анализе следует опираться на определённые методологические основания проблем региональной культурной политики, в частности основанные на единстве философско – культурологического, системного, синергетического подходов.

Более того, эти подходы положили начало эволюции инфраструктуры, её обновлению. Произошло широкомасштабное возрождение православных храмов: Успенского собора и собора Рождества Христова, Серафимо-Алексеевской часовни и др. в г. Омске, Спасской церкви в г. Таре, Ачаирского монастыря в Омском районе, и др.

В фестивальном движении, в его процессе по возрождению русской культуры выявлялись по-новому такие имена как Сергий Радонежский, Александр Невский, Сосвящения и установления скульптурных образов великого князя Владимира, Сергия Радонежского, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Васильевича Ломоносова, Михаила Глинки, т.е знаковых фигур русской культуры начали возводить панитеон  на построенного в 1595 г. здания областной библиотеки им. Пушкина.

Центральным событием II фестиваля стал большой праздник, посвящённый 400-летию старейшего сибирского г. Тары.

В городах и сёлах области состоялись просветительские акции: «Русское слово», «Русская музыка», «Русский театр», «Русь на экране», «Традиции Русского просвещения», «Русские духовные традиции». Благодаря этим акциям появились центры взаимодействия народов Сибири: Сибирский культурный центр, Дом Дружбы народов, национально-культурные центры. Процессы мемореализации и музеефикации локальной культурной среды при проведении фестиваля нашли своё отражение в создании музеев сибирских художников: музей им. К.Б. Белова, музей им. А.Н. Либерова, музей им. Врубеля.

Все мероприятия фестиваля «Душа России» проходили с большой искренностью и отдачей. Они смогли сделать главное в 90-ые годы – создать атмосферу – «….особого фестивального братства и гражданского согласия» в регионе». [2]

Как известно, великие русские мыслители Иван Алексеевич Ильин, Николай Андреевич Бердяев,    обращаясь  к духовности, национальной гордости народа утверждали многообразие подходов к определению духовности в культуре народа отсюда проистекает производное собирательное понятие «Душа народа», которая сосредотачивает в себе национальный характер, следование традициям, обрядам, направленности на высокую нравственность, гражданственность, соборность. По мнению М.М. Бахтина «Душа - это то, что внутри, но вместе с тем она образуется из того, что определяет её извне». [1, с. 147]

Через душу человек получает возможность чувствовать другого человека, понимать его и принимать в себя. В ней проявляется особая атмосфера существования людей. Всё это обусловило интегрирующую роль названия фестиваля «Душа России». Но человек должен, по замечанию Д.С. Лихачёва, «подниматься над самим собой – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. [3, с. 8]

В современных условиях фестивальному движению «Душа России» необходимо придать новый характер.

Перестали быть престижными и привлекательными для молодёжи идеалы гуманизма, ввиду отсутствия пропаганды подвига, нравственности, высокого целеполагания. Со временем мы все больше понимаем мудрость научного наследия Д.С. Лихачёва, выраженного в концепции экологии культуры.

В современных условиях необходимо подумать «о духовной безопасности народа (Д.С. Лихачёв), как базовой предпосылки и критерия выработки моделей общественных преобразований», о чём он писал в Декларации прав культуры к Генеральной конференции ЮНЕСКО, и далее в ст. 11 «На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительских лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, её истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, её вкладе в сокровищницу мировой культуры». [4, с. 3]

Это подтверждено фестивальным движением в Омской области – «Душа России».

Включение в экономическое развитие региона культуры, как её составной части, привело в движение все её сферы, что вызвало необходимость изучения всех этапов, всех сторон фестивального движения.

На уровне области, района, отдельно взятого населённого пункта, учреждения культуры, творческого объединения и так далее, с учётом влияния на динамичность культурных процессов в обществе. Этот опыт обобщался и углублялся.

         Особенно заметен прогресс в активизации процесса национального возрождения, который как уже указывалось выше, начинался в 1992 году и в течение последующих лет постоянно совершенствовался.

         За эти годы выработана «Концепция национально-культурной политики в регионе», которая в короткое время дала толчок мощному возрождению национально-культурных объединений.

         Настоящей творческой лабораторией стало межрегиональное национальное культурное объединение «Сибирь» (Дом Дружды).

         Для реализации совместных проектов и программ Дома Дружбы и НКАиО было определено одно из самых важных направлений деятельности – расширение сферы сотрудничества ГУК МНКСО «Сибирь» (особенно с районами области).

При активном участии отделов культуры национально-творческие коллективы 17 районов области приняли участие в мероприятиях Дома Дружбы.

Важным стимулирующим фактором в активизации традиционных массовых жанров самодеятельного народного творчества явилась реализация шести художественных жанров самодеятельного народного творчества явилась реализация шести художественных программ фестиваля «Душа России».

Определены новые формы проведения фестивалей: Дни культуры районов области, жанровые фестивали и конкурсы, благотворительные творческие акции, обменные концерты, гастроли лучших самодеятельных коллективов по районам области, регионам России, творческие вечера заслуженных работников культуры районов в Омске. Благодаря многообразию форм появилась возможность всем творческим коллективам проявить свою самобытность и талант.

Проведение творческих лабораторий семинаров-практикумов по всем направлениям самодеятельного творчества, участие коллективов в творческих акциях областного уровня, повлияли на рост исполнительского мастерства коллективов.

Истинно творческой лабораторией стали творческие отчёты районов области в г. Омске, обобщающий опыт отчётов включался в программы фестивалей, конкурсов, декад.

За период проведения фестиваля «Душа России» совершенствуется опыт в создании районных целевых программ по проведению работы с социально-незащищёнными слоями населения в большинстве районов, ветеранские объединения активно участвуют в творческой жизни, активно привлекаются к работе с детьми.

В Тарском районе участники клуба «Бабушкин сундук» учат детей старинным обрядам, играм, шьют куклы и национальные костюмы.

В Исилькульском историко-краеведческом музее проводятся выставки прикладного искусства «Добрым людям на загляденье», в которых принимают участие дети, их родители, бабушки. Интерес вызывают фольклорные праздники «У рябины именины», «Тёща года», выставки лекарственных трав. Ветеранские коллективы выезжают с концертами в дома престарелых, вручают подарки от участников детских кружков.

Появились и совершенно новые формы работы. Это организация концертной помощи ветеранам, такие акции, как «Чистые дворы» в Азово, «Ветеранам – помощь молодёжи», «Помогай-ка» в Таре и другие.

Во всех районах стали проводиться конкурсы бардовской песни – такие мероприятия позволяют выявить новые таланты, новые направления в работе с молодёжью.

Особое место отведено военно-патриотическому воспитанию, проводятся благотворительные акции милосердия для детей, воспитывающихся в детских домах, приютах.

Материалы семинаров, конференций, творческих встреч, основные направления культурной политики регионов, этнокультурная специфика и социокультурные особенности их творческой деятельности ярко обобщены в материалах Всероссийской научной конференции «Культура. Социум. Творчество».

Фестиваль «Душа России» накануне своего 25-летия выполняет очень важные для общества задачи – морально-психологические, религиозные, национальные и многие другие. Поэтапное решение этих задач и есть то, что называется повышением уровня культуры.

Фестиваль «Душа России» явился с самого своего рождения творческой лабораторией социально-культурной сферы региона.

Академик Д.С. Лихачёв считал культуру главным смыслом и глобальной ценностью человеческой жизни: Миссию культуры он видел в том, чтобы "из просто населения делать народ" (Д.С. Лихачёв). Живя по сочинённым им самим заповедям, он призывал жить нас "Жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни". Пропагандист нравственности и духовности, учёный оставил наследие, которое является в современных условиях основанием новой государственной культурной политики и практической деятельности учреждений культуры.

 

Литература: 

1. М.М Бахтин «Эстетическое наследие и современность» - М., 1992. – 4.1. – 240 с.

2. Н.М. Генова «Фестиваль народного творчества как форма пропаганды этнокультуры и духовно-исторического наследия Сибири». Уч. пособие. Омск, 2002 г.

3. Д.С. Лихачёв «Избранное о культурном и духовном наследии. (с. 11) Экология культуры: Альманах  института наследия «Территория», М., 2000 г. – 214 с.

4. О.С. Лихачёв «Декларация прав культуры» с 3. М. (с. 4)